Термины

Звуковой закон, современный звуковой закон, закон редукции, закон ассимиляции, закон аккомодации, чередование звуков, живое (фонетическое) чередование, позиционное чередование, историческое (традиционное) чередование, морфологическое чередование.

Финансы – одна из экономических категорий, развитие которой связано с товарно-денежными отношениями и существованием государства, использующего эту категорию для выполнения своих задач. Необходимость функционирования финансов связана с существованием государства и его потребностями в финансовых ресурсах.

Финансы – это система экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, а также организаций и учреждений, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в процессе осуществления которых происходит распределение и перераспределение общественного продукта и контроль за удовлетворением потребностей общества.

К ним относятся:

· предприниматели, владеющие капиталом, вложенным в сферу производства и реализации товаров и услуг;

· трудоспособные люди, занятые наемным трудом;

· государство, владеющее природными ресурсами и регулирующее хозяйство в национальном масштабе.

Отличие финансов от денег: деньги – средство платежа и обращения, мера стоимости, средство накопления, т.е. всеобщий эквивалент, измеряющий затраты труда и других ресурсов производителей. Финансы не охватывают всех денежных отношений (купли-продажи, оплаты труда). Финансы – совокупность денежных стоимостных отношений, связанных с формированием и использованием различных денежных фондов в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта.

Причиныпорождающие финансы:

· существование государства;

· развитие товарно-денежных отношений;

· появление налогов в денежной форме;

· движение капитала, активов и связанных с ними денежных потоков.

Принципиальное отличие финансовых отношений от денежных и других состоит в том, что данные отношения обязательно регламентируются государством, т.е. опосредованы определенными правовыми актами, рекомендациями, стандартами.

Финансы не тождественны деньгам, а имеют свою специфику и общественное назначение, которое и выражается в выполняемых ими функциях.

Функции финансов:

· формирование денежных фондов;

· использование денежных фондов;

· контроль – создание общественных условий для осуществления контроля.

Формирование денежных фондов обусловлено:

· созданием финансовой теории, адекватной состоянию развития экономики для обеспечения экономического роста;

· формированием финансового механизма и аппарата, обеспечивающего сбор доходов;

· прогнозированием и планированием доходов;

· утверждением доходов бюджета;

· аккумуляцией доходов в бюджеты и внебюджетные фонды различных уровней.

Результат реализации данной функции – формирование бюджетных фондов, обеспечивающих цели функционирования государства.

Использование денежных фондов предопределено:

· выбором финансовой теории, определяющей приоритеты и уровни государственных расходов;

· формированием финансовой политики в области расходов государства;

· прогнозированием и планированием расходов государства;

· утверждением бюджета по расходам;

· обеспечением финансирования бюджетных расходов;

· обеспечением финансирования расходов, принятых к бюджетному финансированию.

Контроль присущ процессу как формирования, так и использования денежных фондов.

Государственные финансы – совокупность перераспределительных денежных отношений, регламентированных государством, связанных с формированием и использованием централизованных денежных фондов, необходимых государству для выполнения своих функций.

Признаки государственных финансов (действующие только в совокупности):

· эти отношения – всегда денежные, т.к. вызваны фактом существования государства и носят регламентированный характер;

· эти отношения связаны с перераспределением уже распределенного (на уровне хозяйствующих субъектов) ВВП.

Структура государственных финансов РФ следующая:

Управление государственными финансами представляет собой совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата.

Целью управления финансами является обеспечение финансовой устойчивости и финансовой независимости звеньев финансовой системы.

Функции финансов реализуются через финансовые механизмы, которые включают в себя:

· совокупность организационных форм финансовых отношений;

· порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов;

· методы финансового планирования;

· формы управления финансами и финансовыми системами;

· финансовое законодательство.

Денежные фонды – обособленная часть денежных средств, имеющая целевую направленность и относительную самостоятельность формирования.

Денежные фонды классифицируются следующим образом:

· централизованные – экономически отношения, связанные с формированием, распределением и использованием финансов государства, аккумулированных в бюджетной системе и в правительственных бюджетных фондах;

· децентрализованные – экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием финансов, участвующих в кругообороте денежных средств компании.

На макроуровне создаются централизованные фонды – консолидированный бюджет, включающий всю систему бюджетов (федеральный, региональные и местные), фонд социального страхования, Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования, Фонд финансовой помощи регионам и другие финансовые фонды, предназначенные для решения общегосударственных задач.

На микроуровне (уровень организаций, компаний, фирм) образуются децентрализованные фонды, отражающие оборот финансовых и материальных ресурсов и обслуживающие производственно-экономическую деятельность организаций: капитал организаций, выручку, прибыль, основные и оборотные средства, различные специальные фонды идр.

Централизованные и децентрализованные фонды денежных средств органически взаимосвязаны.

Субъектами финансовых отношений, между которыми образуются финансовые потоки, являются организации, предприниматели, работающее население, а также государство.

Масштабы и интенсивность финансовых отношений зависит от экономической активности хозяйствующих субъектов и населения, социальной политики государства и т.д. Стоимостная форма движения товаров порождает денежный оборот. В этом и состоит сущность финансов.

Финансовая политика государства

Финансовая политика – совокупность мероприятий государства по разработке общей концепции, основных направлений и целей использования финансовых отношений для создания финансового механизма и управления финансовой деятельностью хозяйствующих субъектов.

Иначе, финансовая политика – деятельность государства по использованию финансовых отношений для выполнения им своих функций.

Практические она реализуется через систему разработанных на определенный период времени государственных мероприятий по мобилизации части финансовых ресурсов общества в бюджет и их эффективному использованию для выполнения государством своих функций.

Цель финансовой политики – повышение объема и эффективности использования финансовых ресурсов.

В условиях глобализации финансов в современном мире относительно свободного движения капитала и других ограниченных ресурсов финансовая политика любого государства не может строиться изолированно и учитывать только внутреннее состояние экономики, она также должна быть ориентирована на соответствующие требования и стандарты международного финансового права и международных финансовых институтов.

Содержание финансовой политики определяется:

· соответствующей теоретической базой и разработанной на ее основе концепций регулирующей роли государства в области финансов;

· разработкой основных направлений и целей для достижения сбалансированности макроэкономических показателей, обеспечивающих пропорциональность роста доходов и расходов государства на текущий период и перспективу;

· осуществлением практических мер по реализации указанных целей с помощью всей совокупности финансовых инструментов и государственных институтов.

Классификация видов финансовой политики. Виды финансовой политики в зависимости от длительности периода и характера решаемых задач:

· финансовая стратегия – долгосрочная политика, рассчитанная на длительный период и осуществление крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией. Намечает принципы организации финансовых отношений, позволяет разрабатывать целевые программы в составе федерального бюджета.

· финансовая тактика – политика, направленная на решение задач конкретного этапа развития общества, на использование финансов для достижения краткосрочных, текущих целей.

Виды финансовой политики в зависимости от поставленных задач:

· политика экономического роста – система финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышение уровня занятости (рост государственных расходов и снижение налогового бремени);

· политика стабилизации – правительство использует меры фискальной политики и политики государственных расходов, пытаясь удержать объемы выпуска продукции на его типичном для рассматриваемой страны уровне и поддержать стабильность цен;

· политика ограничения деловой активности – направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем и применяется правительством в период подъема или бума с целью избежания кризиса перепроизводства и инфляции, возникающей вместе с избыточным спросом.

Типы финансовой политики (в традиционном понимании):

· классическая – невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов;

· регулирующая – вмешательство в регулирование государством циклического развития экономики, а финансовый механизм используется для регулирования социальных отношений, достижения полной занятости населения;

· планово-директивная – государственная собственность на средства производства, плановая система управления, максимальная концентрация финансовых ресурсов у государств.

Типы финансовой политики (в современном понимании):

· дискреционная политика (проводимая правительством) – сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста;

· недискреционная (политика «встроенных стабилизаторов») политика — способность налоговой системы к самостоятельной стабилизации, т.е. правильно функционирующая налоговая система в состоянии автоматически регулировать экономику. Другие стабилизаторы: социальные выплаты, программы помощи фермерам, эффект надежности компаний и др.

В настоящее время государственная финансовая политика России направлена на преодоление последствий финансово-экономического кризиса, стабилизацию социально-экономической ситуации в стране.

Финансовая политика включает следующие направления:

· налоговую политику;

· бюджетную политику;

· денежно-кредитную политику;

· институциональные преобразования;

· инвестиционную политику;

· социальную политику.

Для реализации финансовой политики необходимо:

· снижение социальной напряженности;

· оздоровление государственных финансов;

· восстановление нормального функционирования банковской сферы;

· сбалансированность товарных и денежных потоков;

· разумное расширение финансово-экономической самостоятельности регионов в рамках единого федеративного государства;

· искоренение финансовых злоупотреблений и коррупции.

Налоговая политика направлена на создание приемлемых как для государства, так и для участников рынка условий налогообложения, обеспечивающих улучшение финансового положения реального сектора экономики. Ее основные задачи:

· комплексное реформирование налогового законодательства в целях оптимизации налоговой базы, снижения уровня неплатежей;

· пересмотр существующих налоговых и таможенных льгот;

· введение единого реестра налогоплательщиков;

· ужесточение налогового администрирования;

· реструктуризация пеней и штрафов по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды.

Бюджетная политика направлена на разрешение бюджетного кризиса. Наиболее актуальные задачи в этой области:

· реализация программ экономии государственных расходов;

· проведение бюджетной реформы, позволяющей более эффективно управлять ограниченными бюджетными ресурсами и обеспечить сбалансированность бюджетной системы в долгосрочной перспективе;

· формирование бюджета исходя из долгосрочных приоритетов развития страны;

· обеспечение полного и устойчивого выполнения финансовых обязательств на всех уровнях власти;

· проведение ревизии федеральных целевых программ с целью их оптимизации;

· устранение дестимулирующих и развитие стимулирующих элементов бюджетной политики и бюджетного процесса;

· создание эффективной системы межбюджетных отношений на основе четкого разграничения расходов между уровнями бюджетной системы, повышение степени автономности налоговых полномочий;

· обеспечение прозрачности бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, процедур закупок товаров и услуг для государственных нужд;

· повышение качества «человеческого капитала» и т.д.

Денежно-кредитная политика направлена на преодоление банковского кризиса, восстановление доверия к банковской системе и стимулирование организованных сбережений населения. Политика формируется Правительством РФ и Банком Росси. Задачи денежно-кредитной политики:

· реструктуризация банковской системы;

· поддержание уровня инфляции на определенном уровне;

· совершенствование порядка контроля за соблюдением банками обязательных нормативов;

· достижение конвертируемости рубля;

· сглаживание колебаний курса рубля к иностранным валютам;

· пополнение валютных запасов государства и снижение оттока капиталов за границу;

· создание новых систем, основанных на расчетах в режиме реального времени;

· развитие безналичных расчетов, в т.ч. за счет применения современных банковских технологий, сети Интернет, расширения использования платежных карт;

· усиление таможенного контроля.

Институциональные преобразования вытекают из основных задач государства в области управления. К ним относятся:

· приобретение акций государством в результате капитализации просроченной налоговой задолженности организаций и их последующая продажа;

· передача в доверительное управление пакетов акций, принадлежащих государству;

· инвентаризация федеральной недвижимости и создание единого реестра федеральной собственности;

· вовлечение в оборот объектов незавершенного строительства;

· приватизация предприятий как единого имущественного комплекса;

· структурные преобразования, направленные на развитие конкуренции и повышение эффективности функционирования топливно-энергетического комплекса, железнодорожного транспорта, отрасли связи и жилищно-коммунального хозяйства;

· совершенствование системы и механизмов ценового и тарифного регулирования на продукцию и услуги естественных монополий; разграничение полномочий по регулированию естественных монополий между федеральными и региональными органами исполнительной власти;

· усиление позиций государства по управлению и контролю за приватизационными проектами, инвестиционными программами, финансовыми потоками, банкротством, погашением задолженности перед федеральным бюджетом.

Социальная направленность. К задачам в этой области относятся:

· выплата в полном объеме текущей заработной платы работникам бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащим, других государственных социальных трансфертов, а также выполнение графика погашения задолженности по таким группам из федерального бюджета;

· сдерживание роста безработицы и создание условий для расширения занятости;

· реализация пенсионной реформы, обеспечивающей формирование многоуровневой пенсионной системы с устойчивым финансированием; внедрение элементов накопительного финансирования пенсий;

· увязка перечисления трансфертов субъектам РФ с выполнением их обязательств по финансированию текущих выплат работникам бюджетной сферы из собственных доходов;

· разработка механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения, в том числе дифференцированную индексацию пенсий и поэтапную индексацию ставок и окладов работников бюджетной сферы;

· упорядочение системы социальных льгот и выплат с перенесением основной части государственной помощи на малообеспеченные слои населения;

· регулирование вынужденной миграции.

Инвестиционная составляющая включает:

· повышение роли Бюджета развития РФ как источнику финансового обеспечения государственной инвестиционной политики;

· создание условий для организованного накопления и инвестирования сбережений населения;

· развитие ипотечного кредитования;

· привлечение прямых иностранных инвестиций.

Финансовая политика определяет перспективы развития всех секторов экономики.

В реализации финансовой политики более полно будут учитываться возможности финансового рынка в активации инвестиционной деятельности путем создания дополнительных стимулов к вовлечению свободных средств домохозяйств, международных финансовых институтов и фондов

С одной стороны, финансовая политика становится более предсказуемой и целенаправленной, но с другой стороны в ее реализации есть много противоречивых моментов:

· ориентация на сравнительно краткосрочный период;

· предпочтение стабилизации макроэкономических показателей;

· увеличение профицита бюджета и стабилизационного фонда;

· крайне медленное снижение налогового бремени;

· сохранение минимального уровня оплаты труда ниже прожиточного минимума и т.д.