Всем привет, меня зовут Валя Афанасьев, я руковожу турклубом «ПИК». Мы с командой таких же повёрнутых на туризме людей делаем огненные походы по всему миру. Карантин и пандемия больно ударили по туристической сфере, и наш бизнес не стал исключением. В этой статье я поделюсь опытом своей команды: как мы не опустили руки и нашли решения в такой непростой период.

Страница бизнеса турклуба «ПИК»
 

С чего началось продвижение турклуба ВКонтакте

Мы завели Страницу бизнеса в 2009 году, на следующий год после того, как появился туристический клуб. Тогда в социальной сети было не так много инструментов: мы писали контент, общались в обсуждениях и выкладывали фотографии из походов.

Особенность клуба в том, что мы полностью взаимодействуем онлайн. У нас нет офиса, поэтому ВКонтакте — основная рабочая площадка.

Общая информация о клубе находится на главной Странице бизнеса. Её контент ведёт один человек, в день выходит 5 записей. Для всех маршрутов создаются отдельные мероприятия, за них ответственны организаторы туров. В каждом мероприятии публикуется от 2 записей в неделю, по популярным маршрутам — больше. Это значительный объём работы, но оно того стоит.

Раздел «мероприятия» на Странице бизнеса
 
Раздел «мероприятия» на Странице бизнеса

Мы пробовали разный контент: от фотографий с походов до экспертных статей. Но тематические мемы и красивые снимки гор подписчики воспринимали лучше.

Пример статьи в сообществе
 
Пример статьи в сообществе

Первые участники на Страницу бизнеса пришли с помощью конкурсов. Мы понимали, что нельзя предлагать в качестве подарка телефоны или другие не связанные с нашим бизнесом вещи. Люди, которые будут бороться за такие призы, вряд ли заинтересуются походами. Поэтому всегда дарили только туры или снаряжение. Сейчас в сообществе 79 000 подписчиков, но конкурсы есть до сих пор и работают отлично.

Примеры конкурсных записей
Примеры конкурсных записей
1 из 2
 
 
Примеры конкурсных записей

Что изменил карантин

Когда о пандемии ещё никто не знал, на Странице бизнеса было 68 000 человек. Но с начала карантина нам удалось не только сохранить бизнес, но и вырасти на 10 000 участников.

Из-за эпидемиологической обстановки пришлось отменить все иностранные походы, корпоративы и много туров по России (почти сотню мероприятий перенесли или аннулировали). Активность в сообществе была, но туры мы не продавали. К середине лета стало ясно, что путешествовать по России можно. Тогда фокус клуба сместился с заграничных походов на туры по нашей стране.

Все рекорды побили сплавы по Ладоге. Пик продаж был по многим походам на Алтай, Байкал, Камчатку, Кавказ, Хибины и Приэльбрусье. Мы оказались довольно мобильны, смогли перестроиться и приспособиться к новым реалиям. Набирали дополнительные группы, чтобы не терять клиентов, и оперативно информировали участников обо всех изменениях в маршрутах через Страницу бизнеса ВКонтакте.

Антикризисные меры

  1. Корректировки в рекламе и контенте

С начала пандемии и до июня мы временно отключили рекламу туров. Публикации про будущие походы не делали — таким образом проявили сознательность и гражданскую позицию.

Летом, спустя несколько месяцев самоизоляции, людям очень хотелось уехать за город, а нам приходилось ограничивать количество мест в группах из-за предписаний властей субъектов РФ. Поэтому реклама была не нужна — спрос на путешествия оказался высоким.

После отказа от упоминаний туров нам пришлось изменить контент-стратегию. Мы решили развлекать людей и давать им полезную информацию: публиковали много статей, вовлекали в диалог и делали сообщество турклуба местом для общения. Вместо того чтобы звать в путешествия, мы предлагали подписчикам оставаться дома.

Примеры публикаций во время карантина
Примеры публикаций во время карантина
1 из 2
 
 
Примеры публикаций во время карантина

2. Тестирование новых инструментов

30 марта вышел наш первый подкаст, а затем ещё четыре. Прослушиваний было мало (около 400 на одном эпизоде), поэтому проект заморозили. Возможно, вернёмся к нему позже.

Подкасты сообщества
 
Подкасты сообщества

Беседы ВКонтакте — это отдельный восторг. У формата «открытой группы» с мероприятиями (а не «публичной страницы») только один минус — нет кнопки «предложить новость» для подписчиков. Но мы нашли выход — стали поддерживать связь с аудиторией через беседы. Чаты получились качественные и полезные. В одном обсуждали снаряжение, в другом учились первой помощи, в третьем делились впечатлениями. В беседах находятся до 770 человек, но всё чётко и без спама.

Беседы на Странице бизнеса
Беседы на Странице бизнеса
 
 
Беседы на Странице бизнеса

Недавно мы запустили информационные рассылки. Количество подписчиков в некоторых доходит до 5 000 человек. Продающие письма пока не отправляем из-за страха показаться навязчивыми.

Рассылки в сообществе
 
Рассылки в сообществе

В разделе «Товары» оформили подборку с рюкзаками, футболками, баффами, ловилками, календарями и обложками на паспорт. Раньше сувенирную продукцию выдавали только на точке сезона, уникальном событии турклуба или встрече туристов. Благодаря продаже этих товаров через ВКонтакте мы смогли платить за склады в Санкт-Петербурге и Москве.

Товары на Странице бизнеса
 
Товары на Странице бизнеса

3. Программа поддержки бизнеса от ВКонтакте

Рекламы походов не было, но мы продвигали конкурс на подписку в сообщество и рассылку. Делали это с помощью автопродвижения. 50% от всех потраченных средств вернулось на баланс. Для клуба эта акция оказалась очень эффективной и своевременной.

4. Чат-бот

Во время карантина бот развлекал подписчиков и предлагал посмотреть записи по интересам. Но сейчас, когда начались продажи туров, мы хотим построить в личных сообщениях воронку продаж, в которой бот будет рассказывать о предстоящих походах и собирать контакты.

Чат-бот в сообществе
 
Чат-бот в сообществе

Советы предпринимателям и выводы

Наш бизнес сильно пострадал от пандемии. Сначала я был серьёзно намерен закрываться. Но унывать не стоит, ведь любой кризис — это время попробовать новое и заняться тем, что не успевали делать в потоке рутины. Мы взяли от пандемии всё. Для нас карантин стал интересным периодом, во время которого мы смогли дать пользу обществу и влюбить в себя новых туристов.

Составляющие успеха остались всё те же, что и в 2009 году: качественный контент и продукт. Но есть ещё один секрет — крепкое сообщество, которое объединено не только оффлайном, но и онлайном. Создание комьюнити выведет вас совсем на другой уровень лояльности и доверия.

Как спасти туристический бизнес во время пандемии с помощью инструментов ВКонтакте, изображение №14
 

Будьте открыты, любите своё дело и своих туристов, путешествуйте!