Композиции из растений: бонсай и икебана.

Любой человек, который занимается растениеводством, рано или поздно принимается создавать композиции. Ландшафтные композиции – один из интереснейших видов фитодизайна.

Бонсай – идеальный элемент для таких композиций. Основное условие для того, чтобы начать это занятие – это ваша фантазия и чувство вкуса. А материалы для этого у нас уже имеются. Итак, что нужно, помимо желания и самих растений? Элементы любого ландшафта – это камни, земля, растения и вода. Создание ландшафтов в миниатюре может быть репетицией или созданием макета террасы или зимнего сада.

Типы ландшафтов мы уже описывали, помимо этого, имеют значение размер композиции и тот элемент из четырех, который будет главным – почва, камни, вода или растения.

Энциклопедия комнатных растений МИНИАТЮРНЫЕ ЛАНДШАФТНЫЕ КОМПОЗИЦИИ.

Рис. 64. Пруд с фонтаном.

Камни – это не обязательно скалы, на которых располагается растение. Это – голые вершины гор, русло потока, отдельно стоящий валун, уравновешивающий композицию из растений в другой части контейнера. Также обратите внимание на цвет и строение камней. Так, грубая поверхность несет на себе отпечаток разрушительной силы стихии, а вот полированный срез наводит на мысль, откуда такой камень появился. Можно подобрать камни, которые будут похожи на строительные блоки или кирпичики в миниатюре. Если вы будете использовать камни, собранные на морском берегу, их следует в течение нескольких месяцев отмывать в пресной воде до тех пор, пока не будет удалена морская соль, очень вредная для растений.

Желательно чтобы камни для ландшафта соответствовали назначению. Камни на дне ручья должны быть похожи на гальку, а скалы должны создавать впечатление горных разломов.

Задача растений в миниатюрной «экосистеме» – подходить к ландшафту. Это не обязательно должны быть бонсай. Вместо травы используйте мелкие растения, мох или лишайник. Лианы могут заменить плющи и фикусы с мелкими листьями. Пальмы заменит циперус, выращенный в мелком горшке, и так далее – вариантов настолько много, что только их описание займет не один том, гораздо превосходящий по объему эту книгу.

Земля, как один из важных компонентов всех ландшафтов, должна быть в максимальной степени приближенной к той, которая соответствует воспроизводимой на подносе среде. Если это невозможно, например, вы создаете миниатюрный тропический лес, то поверхность почвы должна как-то выглядеть похожей на естественное покрытие.

Можно попробовать воссоздать с помощью камней, гравия и песка иллюзию потока падающей воды. Вода, включенная в ландшафт в качестве элемента композиции, всегда вносит в бонсай ни с чем не сравнимый колорит. Настоящую воду достаточно трудно воссоздать в миниатюрном ландшафте, тем не менее, иллюзии ее присутствия можно попробовать достичь. Это может быть ручей с песчаным или гравийным дном, усеянным круглыми, обточенными водой камешками, берега, покрытые подходящей растительностью. Но возможны и более сложные варианты – с компрессором, гидроизоляцией, натуральными водоемами, мини-фонтанами и водными растениями.

Перед тем как взяться за миниатюрный ландшафт, можно «поиграть» с образцами почвы и камней, пока вы не будете довольны композицией, которую создали. Всегда должен быть художественный центр композиции. Это дерево, растение (или группа) и камни, вода и растение, то есть то главное, что вы хотите показать, должно быть определено.

Классика предполагает три растения, расположенные в форме тупого треугольника. Три главных дерева в посадке образуют тупоконечный треугольник, а наиболее зрелищное и большое растение располагается не в центре, а у края контейнера. Таким образом, обеспечивается наилучший обзор, с первым и вторым планом, около скалы либо непосредственно из нее. В культуре бонсай это выглядит вполне естественно. Можно вводить элементы человеческого присутствия – изгороди, мосты, развалины и даже строения.

Композиция может не оставаться неизменной – вы можете менять ее, если захотите – убирать или добавлять растения, передвигать горы и русла рек, в общем, это весьма увлекательное и даже захватывающее занятие.

Для ухода за готовым ландшафтом необходимы такие условия, которые связаны с регулированием доступа солнечного света и обеспечения влагой. Растения не очень нуждаются в подкормке удобрениями, зато маленькие деревья требуют периодической стрижки и подрезки для сохранения их небольшого размера.

Все наши рекомендации для того, чтобы помочь начинающему любителю бонсай разработать микросреду по своему усмотрению и в то же время избежать многих типичных ошибок. Успешное завершение работы над ландшафтом на подносе очень скоро вызовет у художника чувство большого удовлетворения.

Икебана – «чистая», элегантная и уникальная декорация

«Икебана – это больше чем декорация из цветов, это форма искусства» (Sofu Teshigahara).

Икебана – форма искусства, где живой механизм объединяет природу и человечество. Она погружена в философию развития чувства близости к природе.

Икебана происходит от японских слов «ikeru» («устроить») и «хана» (“цветок»). Удивительно высокое развитие цветочного искусства связано с японской любовью к природе и с сильным желанием приблизить ее к дому. Его значение находится в цветовых сочетаниях, природных формах, изящных линиях и в общем смысле всей конструкции.

В принципе, икебана направлена ​​не на то, чтобы принести часть природы в дом, а она свидетельствует о присутствии природы, создавая связь между внутреннем пространством и природой. Эта практика представляет собой сложную смесь творчества и жестких правил строительства. Его основной принцип «лучше меньше, да лучше”. Существуют три основных направления. Основная линия представляет собой вертикальный центр, а вторичный и третичный элементы — угловые конечности. Эти направления символизируют небо, человечество и Землю

Цветочная композиция всегда находится в глубоком контрасте с ее фоном, который приводит все к балансу. Также как природа, икебана асимметрична, но сбалансирована. Сила и слабость, свет и тьма находятся в постоянной гармонии. Несовершенство, неправильность и простота – особенности этого искусства.

Цветы – ключевой элемент. Цветок символизирует будущее, на половину распустившийся цветок – настоящее, бутон представляет будущее. Можно использовать различные виды цветов: розы, хризантемы, ирисы, тюльпаны, гладиолусы, ромашки, лилии. Они могут быть дополнены листьями папоротника и дуба, ивы, сирени и ветвями орешины. Художники икебаны считают горшки центральным элементом творения, так как они защищают корни композиции. Исходя из размеров растения, горшки могут быть высокими, низкими, узкими и широкими. Материалы варьируются от стекла, керамики, металла, дерева, камня. Таким образом, плетеные горшки можно использовать летом, глиняные – весной и осенью.